пятница, 1 мая 2015 г.

День 150

01.05.2015
Отъезд. Сегодня последний день в Непале. 
150 дней пролетели как один миг. Это было замечательное время. Мне очень сложно уезжать и прощаться с друзьями. Но я понимаю, что пришло мое время возвращаться домой. 
Через полчаса я отправляюсь в аэропорт. А напротив сидят друзья, которые пришли меня провожать. Так что уделю время им.
Скоро, совсем скоро я буду дома!!!
Прощай, Непал! До скорых встреч!


День 149

30.04.2015
Несмотря на то, что мы пережили много ужасов за последнюю неделю, и все очень уставшие и все еще напуганные, есть вещи, которые мы никак не можем пропустить. Вчера у этой принцесски был день рождения. Елизавете один годик. Она такая маленькая, но уже перенесла много испытаний. За свою коротенькую жизнь она уже была в четырех странах, пережила землетрясение, ночевала на футбольном поле. Но она настоящий герой. Совсем не капризная, послушная своим родителям девочка.
Мы собрались все вместе. В такие трудные моменты так приятно ощущать поддержку друзей.
Вторая причина почему мы собрались вместе - мой отъезд. Завтра я улетаю домой. У нас замечательная команда. Так здорово, что мы есть друг у друга.

День 148

29.04.2015
С самого утра отправляемся в госпиталь. Там встречаем остальных волонтеров, уже несколько дней помогающих в госпитале. Знаете, я ожидала, что нас приведут к раненым, может каким-то образом помогать им, или убирать в больнице. Но я уж точно не могла предположить, что нам найдут такой род деятельности. Нас привели в морг. Даже не знаю зачем я пошла туда. Когда я собиралась в госпиталь, я была полна решимости помогать людям. Живым людям! 
Не скажу, что я такая храбрая. Вовсе нет. Мне очень страшно было идти туда. Но, возможно, это тоже часть работы над собой, я преодолеваю какие-то барьеры в своем сознании.
То, что я увидела в морге не подлежит описанию. Это место, где лежат еще неопознанные тела. Их очень много. Постоянно привозят все новые. Основные разрушения, в результате которых погибли тысячи людей, произошли пять дней назад. Поэтому я не буду описывать как страшно выглядят тела погибших. В морге стоит ужасный смрад, потому что нет холода, в то время как на улице 30градусная жара. Тела разлагаются с  невероятной скоростью.  
Целый день, нескончаемым потоком, идут скорбящие родственники искать своих пропавших без вести любимых.
Наша задача провожать родственников на опознание, отгонять праздно прогуливающихся зевак, которых, кстати, немало.
Находясь здесь, понимаешь, на сколько сильно было разрушение и как много горя оно принесло.
Невероятно тяжело смотреть на растерянных, с красными от слез глазами людей, которые уже пятый день подряд ищут по моргам своих родных. Согласно их верованиям над телом умершего необходимо провести все соответствующие погребальные обряды, иначе его душа никогда не обретет покой. Поэтому они отчаянно пытаются найти своих любимых.
Как мало на самом деле нужно человеку для счастья! Мои родные и друзья живы. Бог сохранил нам жизни во время землетрясения, хотя мы могли быть среди этих несчастных, которые оказались в местах сильных обрушений. У нас есть еда на каждый день. Наш дом не пострадал и пригоден для жизни. Слава Богу за Его заботу. В эти страшные дни как-то по-особенному ощущаю Его защиту над нами.

День 147

28.04.2015
С утра собираемся двумя детскими домами, чтобы провести собрание. Дети все здоровы, ночевки на улице их ничуть не смущают. Им нравится проводить все время на открытом пространстве. 
Начинаем читать газеты в поисках новостей За не имением интернета, газета для нас сейчас - единственный источник получения информации. Газеты переполнены фотографиями со страшными разрушениями. С каждым днем увеличивается количество жертв, тысячи раненых. 
Решаем с Юлей идти в госпиталь, искать для себя волонтерскую деятельность. Дети наши под присмотром взрослых остаются, занятия с ними проводить не получается. Хочется в это страшное время приносить хоть какую-то пользу. 
Идем в центральный госпиталь города. Там много раненных, но никакая волонтерская помощь не требуется. Получается созвониться с девочкой, которая организовывает работу волонтеров в одном из госпиталей на другом конце города. Завтра едем туда. Может получится оказать хоть какую-то помощь.
Дома сидеть не получается. Все еще очень страшно. Прислушиваемся к каждому звуку, вздрагиваем от любого шороха.
Быстро поужинав, возвращаемся на футбольное поле. Только здесь я чувствую себя в безопасности. Единственный плюс ночевки на футбольном поле - это то, что мы ложимся спать очень рано. Ночью толчков почти нет, а если и есть, то очень маленькие, на них даже не обращаем внимание. 


четверг, 30 апреля 2015 г.

День 146

27.04.2015
С утра идем к нашим детишкам в детский дом. Вчера из-за сообщения об угрозе повторения разрушительного толчка в 9 баллов, мы даже не осмелились сходить проведать наших детей. Но сегодня полны решимости провести с ними весь день.
Дорога к нашему детскому дому в результате землетрясения полностью завалена кирпичом от обвалившегося соседского забора. Коллективным трудом разгребаем завалы. Работают все: и взрослые, и девочки, и даже мелкие пацаны.
Дети наотрез отказываются заходить в дом, поэтому мы все время проводим с ними на улице, на соседском огороде. Все школы закрыты, у детей продолжаются каникулы. Весь день играем с ними в игры, ни о какой учебе речи быть еще не может. Даже усадить их во дворе за столы - задача невыполнимая. 
Но им очень нравится проводить время на улице, на чужом огороде. Здесь же они и ночуют.
Вечером возвращаемся с Юлей домой. По дороге увидели людей с рожками мороженного. Спрашиваем, где такое можно купить. А они нам совершенно бесплатно отдают два рожка. Видно, что они действительно за нас переживают. Вообще, люди в такие моменты становятся ближе друг к другу и приветливее. Сейчас все живут как одна семья. 
Приходим домой. У нас нет электричества, нет интернета, нет воды. Друзья зовут нас к себе в отель помыться. После двух ночевок на футбольном поле нам действительно очень нужен душ. Идем в старую часть города Патан. По дороге встречаются ужасающие кадры. Некоторые дома полностью разрушены. Все заборы повалены, улицы засыпаны кирпичами. Подходим к королевской площади Дарбар сквеар. Некоторые постройки частично, некоторые полностью разрушены. Еще неделю назад я была здесь с друзьями, восхищалась особенной атмосферой этого места. А сегодня все, что осталось от многовекового архитектурного наследия истории Непала - это груда камней. 
Всегда шумная, полная торговцев и туристов часть старого города сейчас пуста как никогда. Это пугающая пустота. Жизнь словно замерла. 
Но в отеле Thelifestory есть вода, свет и вкусный ужин. Слава Богу за друзей! Это время было бы невероятно тяжелым без их поддержки. Вечером возвращаемся на футбольное поле - наше надежное пристанище. Мы опять все вместе. Ночью снова трясет, но уже не так сильно. На толчки практически не обращаем внимание. Наверное ко всему можно привыкнуть.

День 145

26.04.2015
Утро начинается в Непале очень рано. Уже в пять утра на футбольном поле кипит жизнь. Это была очень непростая ночь. Но мы живы и здоровы. Сегодня воскресенье. Собираемся идти в церковь.
А улицы переполнены народом. Весь город вышел на улицы города. Все супермаркеты закрыты. Остается надежда только на маленькие лавчонки. Но осмелившихся в этот день открыть свои магазинчики немного. Люди в панике скупают продукты, магазинные полки пустеют. 
Подходим к церкви. Здесь на удивление очень тихо. Зайдя внутрь, мы понимаем почему. Здание церкви сильно пострадало во время землетрясения, собрание отменено. (На фотографии Юля стоит на фоне разрушенной стены церкви; раньше здесь была сцена). Верующие собираются на футбольном поле, чтобы помолиться. Не так я себе представляла последнее воскресенье в Непале.
Мы с Юлей идем к друзьям заряжать свои телефоны, у них работает генератор. Кажется начинаем уже успокаиваться, немного приходим в себя. И тут мне на глаза попадается календарь, где написан стих из Библии: "Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах, посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей." (Псалтирь 45:2-3). Это придает сил. 
Садимся обедать. В повторение сильного толчка уже никто не верит, бдительность притупляется. И тут, в час дня, вдруг нас начинает трясти со страшной силой, дом опять ходит ходуном и стены трясутся. Мы бежим на улицу. Я в одних носках, бегу со второго этажа, не видя ступенек, словно по катку сползаю вниз, и бегу на улицу. Спустя минуту земля вновь успокаивается и приходит в равновесие. Мы возвращаемся в дом только, чтобы забрать вещи, ни на минуту не задерживаясь. Единственное место, где мы будем чувствовать себя безопасно - это футбольное поле. 
На поле уже много народа, кругом царит паника. Вдруг по средствам массовой информации поступает сообщение, что в течении часа ожидается новый толчок в 9 баллов. Мы решаем отправиться на абсолютно открытое пространство за городом. У меня трясутся ноги, меня тошнит и кружится голова. Мы все находимся в ожидании. Но прождав три часа на поле, предсказания сейсмологов так и не подтвердились. Мы возвращаемся на место нашей первой ночевки. Сегодня ночуем всей нашей русской командой вместе. Так спокойней и надежней. 
Мы ни в чем не терпим нужду. У нас есть отличный ужин, соки, пончики, горячий чай. Мы спим на матрасах и укрываемся спальниками. Ночью идет дождь и очень холодно. Но на футбольном поле есть крыша и главное - есть свет. Здесь я чувствую себя комфортно. А в окружении друзей я даже спокойно засыпаю. Ночью опять трясет и кричат непальцы. Но мы находимся в состоянии покоя. Просыпаясь во время периодичных толчков, мы с Юлей просыпаемся, переглядываемся и засыпаем вновь.

среда, 29 апреля 2015 г.

День 144

25.04.2015
С утра этот день не предвещал никакой беды. Такой обыкновенный и вроде бы ничем не примечательный. 
Все утро провела в детском доме, помогала детишкам собираться в церковь. Ну дети как дети, все со своими приколами. Они же такие непредсказуемые, выдают свои перлы, не слушаются. Пока их всех собрала, уже и устала. Ну вот за ними приехал автобус и забрал в церковь. 
А я иду домой. Еще столько планов на эту субботу. Моя последняя суббота в Непале. Мы с Юлей все в домашних делах.
Сажусь в своей комнате украшать подарки для детей. Скоро же уезжать, надо все успеть.
Ровно в полдень в моей комнате начинают сильно дребезжать окна. Первая мысль, которая успела пробежать в моей голове: "неужели рядом с нашим домом садится вертолет?". Выбегаю из комнаты, а меня уже качает из стороны в сторону. В сознание меня приводит голос Юли, которая в это время читала в холле Библию. Ее отчаянный крик: "Наташ, землетрясение; че делать?"  приводит меня в ужас. Ничего не видя перед собой, я просто бегу к входной двери. Дом трясется и стены ходят ходуном. Нам стоило невероятных усилий пробежать пять метров до двери. А в голове мысль: "я же в Азии, здесь случаются землетрясения, я же это видела в новостях." Выбегаем на улицу, а на крылечке сидят бабушка с дедушкой - хозяева дома, в котором мы снимаем квартиру, перебирают чеснок. Схватились за руки и что-то в ужасе бормочат. Мы в состоянии шока, ничего не соображая, просто перепрыгиваем через их сцепленные руки, через весь разложенный чеснок, и выбегаем на улицу. А земля продолжает трястись. Тут Юля понимает, что над нами висит куча проводов и мы рискуем быть убитыми током от оборвавшегося провода, и тащит меня обратно на крыльцо. Мы падаем на колени около бабули и дедули, и просто начинаем молиться. Наша молитва проста как никогда: "Господи, спаси, останови землетрясение!!!" - все, что мы можем вымолвить в эти секунды. Через несколько минут землетрясение успокаивается. На улицу начинают выбегать испуганные непальцы.
Мы все собираемся на открытых пространствах в ожидании следующего толчка. Территорию начинают осматривать вертолеты в поисках разрушений. На горизонте вздымаются большие клубы пыли - значит, где-то рухнул дом. После часа, проведенного на улице, испытывая каждые пять минут содрогание земли и слыша гул от трясущихся близлежащих домов, мы решаемся войти в дом забрать документы. Дома находиться страшно, прислушиваемся даже к малейшему шороху. 
С первым же сотрясением оборвалось электричество, интернет и сотовая связь. Мы, две белые девушки, сидим на земле в домашней одежде, в окружении непальцев, которые неистово кричат при каждом вздрагивании земли. Они слушают радио - единственный источник информации на данный момент, а мы просим их перевести нам хоть что-то из услышанного. 
Через два часа мы уже способны пройтись по нашему райончику и осмотреть разрушения. Начинаем искать своих друзей. Слава Господу - они все в целости и сохранности. 
Вечером решаем идти в детский дом, чтобы остаться ночевать с нашими детками. В момент землетрясения они были в церкви и естественно они очень напуганы. А тем временем все жители города Катманду выносят свои вещи на улицу и располагаются на ночевку просто на земле, на открытых территориях. В нашем детском доме дети тоже уже на улице, стелят себе постели под тентиком на соседском огороде. Они напуганные, но все равно счастливые. Бегут с распростертыми объятиями, кидаются нам на шеи. 
Мы отказываемся от своей идеи оставаться на ночь с ними, потому что в наши планы не входила ночевка под тентом, открытым всем ветрам, когда на улице еще и похолодало сильно.
Убедившись, что дети хорошо расположились, и у всех есть теплые одеяла, мы отправляемся к себе домой. Для детей это тоже своего рода приключение - ночевка на улице. Они даже испытывают некоторое удовольствие от незапланированного кемпинга.
Вернувшись домой, мы узнаем, что все жители нашего дома, как в прочем и все жители Катманду, сегодня ночуют на улице. Около нашего дома есть огороженное футбольное поле, с крышей, туалетом и светом. Это все при том, что весь Катманду обесточен и город просто погрузился во тьму. А там работает генератор и есть возможность зарядить полностью разряженный телефон. После недолгого рассуждения мы с Юлей, взяв из дома матрас отправляемся туда на ночевку. Там много людей, все шумят, все напуганы, в постоянном ожидании следующего толчка. Но наши соседи так заботятся о нас, переживают, кормят нас ужином, интересуются есть ли у нас в чем-либо нужда. С переменным успехом мы отключаемся, жутко устав после прошедшего дня, но наш кратковременный сон постоянно перебивают вздрагивания земли, которые еще очень сильно ощущаются, и напуганные представители местного населения, которые вскрикивают при каждом толчке.
Мы пережили этот день! Бог сохранил нам жизни. До конца не осознавая всего ужаса трагедии, мы погружаемся в забытье. Что нас ожидает завтра?